Когда и как пройдет итоговое собеседование
Итоговое собеседование выпускники 9-х классов всех школ будут проходить 12 февраля 2020 года. От результата собеседования зависит, допустят ученика к ГИА или нет. Педагоги оценят ответы школьников по системе «зачет»/«незачет». Ученики, которые получили «незачет», пропустили или не завершили итоговое собеседование по уважительным причинам, могут пройти собеседование 11 марта и 18 мая.
Собеседования девятиклассники проходят в своих школах. Во время ответа ученика ведется аудиозапись. Какие задания должны выполнить школьники – смотрите в таблице.
Задания, которые будут на итоговом собеседовании – 2020
№ | Содержание задания | Время на подготовку | Время на ответ |
---|---|---|---|
1 | Прочитать вслух текст длиной до 180 слов | 2 минуты | 2 минуты |
2 | Пересказать текст из задания 1 и дополнить его высказыванием | 2 минуты | 3 минуты |
3 | Выбрать один из трех вариантов для монологического высказывания: описать фотографию, подготовить повествование на основе жизненного опыта или рассуждение по одной из проблем | 1 минута | 3 минуты |
4 | Поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания | 0 минут | 3 минуты |
На собеседовании проверяют, способен ли ученик:
- различать стили речи;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы: логичность, последовательность, связность в тексте;
- выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности;
- выбирать и использовать языковые средства, которые соответствуют теме, целям, сфере и ситуации общения;
- использовать различные виды монолога: повествование, описание, рассуждение;
- применять различные виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений;
- создавать тексты различных стилей и жанров для монолога;
- соблюдать произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные ошибки учеников в разделе «Выразительное чтение»
В чем ошибаются выпускники | Как избежать ошибок |
---|---|
Не умеют расставлять смысловые акценты во время чтения – не обращают внимания на знаки препинания и абзацное членение текста | Повторить роль знаков препинания в устной речи и их влияние на интонацию. Повторить значение абзацев в тексте. Повторить тему «Ударение». Ввести в уроки обязательное чтение текстов вслух |
Допускают орфоэпические ошибки, в том числе в словах, в которых стоит знак ударения | Повторить орфоэпические правила. Повторить словарные слова из раздела учебника «Произноси правильно» |
Искажают имена собственные, термины, научную лексику | Повторить тему «Лексикология». Провести интегрированные уроки с учителями истории, географии, химии, физики |
Плохо справляются со склонением числительных | Повторить правила по теме «Числительное» из курса 6-го класса |
Типичные ошибки учеников в разделе «Пересказ с включением дополнительной информации»
В чем ошибаются выпускники | Как избежать ошибок |
---|---|
Не умеют выделять микротемы текста, не умеют делить текст на смысловые части | Предложить ученикам разделить сплошной текст на абзацы и обосновать выбор. Интегрировать задания на поиск микротем в уроки литературы. Включить в урочную деятельность обязательный пересказ художественных и публицистических текстов |
Допускают фактические ошибки | Отрабатывать на уроках смысловое чтение |
Невнимательно читают текст, не запоминают информацию, путаются или неправильно понимают части текста | Включить в уроки упражнения с вопросами к тексту |
Вместо подробного делают сжатый пересказ | Повторить виды пересказа. Отрабатывать на уроках структуру и особенности подробного пересказа. Повторить разные виды опорных планов для подробного пересказа текста |
Не умеют логично включить высказывание в пересказ. Либо не включают его вовсе, либо включают неправильно | Повторить способы цитирования в речи. Напомнить девятиклассникам, что цитату, которую необходимо включить в пересказ, они могут прочитать с листа – заучивать ее не нужно. Отрабатывать на уроках способы включения цитат в подробный пересказ с учетом микротем |
Типичные ошибки учеников в разделе «Монологическая речь»
В чем ошибаются выпускники | Как избежать ошибок |
---|---|
Не умеют последовательно строить монологическое высказывание с опорой на вопросы | Повторить строение и применение вопросного плана. Отрабатывать монологическую речь по вопросному плану на уроках |
Односложно отвечают на вопросы из задания вместо создания цельного текста | Напомнить выпускникам, что вопросы к заданию – опорный план, по которому нужно построить связное высказывание. Отрабатывать на уроках составление монолога по вопросному плану |
Допускают речевые ошибки из-за бедного словарного запаса, делают много неоправданных пауз в речи | Организовать работу девятиклассников в компьютерном классе с микрофонами и наушниками. Тогда они смогут записывать свои ответы на диктофон, прослушивать их, а затем анализировать |
Готовят слишком короткое монологическое высказывание из 3–5 фраз | Напомнить выпускникам про критерий оценки М1 «Выполнение коммуникативной задачи», по которому ученик получит балл, только если приведет не менее 10 высказываний по теме |
Опорные карточки для подготовки учеников к итоговому собеседованию